?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Джемаль

Проблема отсутствия в современной России полноценной философии состоит в том, что философия очень сложная наука, сложна своей простотой: базовые категории философии настолько просты, что не имеют абсолютно никакой связи с действительностью (хотя и являются в силу своей базовости первоисточником этой самой действительности) поэтому рядовое, неподготовленное мышление, не способно его понять по-настоящему, оно скользит по поверхности, но не осознаёт их. Математика и физика в этом отношении на порядок проще, т.к. подразумевают только свои, вполне фиксируемые уровни абстракции (комплексные и n-мерные пространства и квантовый мир), этим абстракциям может научиться даже современный российский студент (если его родители смогут опалтить ему свободное время на это).
Настоящая философия определяет способ мышления, восприятия, подход к идеальному и действительному - отсюда происходит методологическое структурирование науки, этики, и как следствие культыры вообще.
Полный цикл влияния на Человечество оказали только два полноценных философа Платон и Аристотель - из их наследия мы получили философии Средних веков, Нового времени, рациональную науку как таковую, а от Платона кроме всего прочего мы получили целое древо религий и сект (в сути которых так или иначе лежил неоплатонизм).
Дальнейшим развитием философии стал третий, полноценный философ Гегель (по отношению к нему Кант был как Иоанн-Предтеча перед Христом) - он свёл всю предыдущую к нему философию в один фундаментальный компендий, который до сих пор полностью не изучен и не разобран. Но даже частичное, экономическое и социальное приложение его философии позволило появиться марксизму-ленинизму, который дал ответы на вопросы разрешения кризиса капитализма. В Европе предпринималось несколько попыток культурного переложения гегелевской философии, но они оканчивались тем, что мышление авторов скатывалось к аристолевским и платоновским схемам.
В России такой попыткой стал Гейдар Джемаль. По тому что я прочёл у него*, ясно, что он не понял Гегеля, но усвоил его язык**. Затем, на этот язык, он прямо компилировал работы шиитского революционного мыслителя Али Шариати, египетского идеолога террористов из "Ихван уль-Муслимин" (Братья мусульмане) Сейида Кутба и французского родоначальника традиционализма Рене Генона в неоманихейскую концепцию, которую преподал как глубинное понимание ислама, забыв упомянуть, что это только его личное мнение***. Отсюда я могу сделать вывод: нет, Джемаля нельзя называть философом, т.к. он работал не с объективной реальностью, предметом его работы была его субъективная трактовка и детализация религиозного мифа. Джемаль был не философом, он был очень своеобразным теологом, который направлял агрессию и пафос своего теологического творчества на реальный мир, который своей сложностью, диалектичной взаимоувязанностью, противоречил его дуалистическому неоманихейскому мифу, который он так и не смог "преодолеть".
_______________________
* - Я изучил Джемаля практически всего (м.б. несколько его предсмертных статей не прочёл) и по видимому, из почитателей Джемаля, я оказался единственным, кто поднял и изучил его первоисточники, а затем разобрался в его концепции детально.
** - Это он назвал "преодолением Гегеля".
*** - Если сообщение не базируется на факте, то это мнение.